Положение о логопедической группе 2025

2. Организация логопедической помощи при освоении образовательных программ
дошкольного образования в логопедической группе.
2.1. Содержание образования в логопедической группе определяется «Программой обучения
и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной, основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ,
разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а также индивидуальными коррекционными программами,
составленными на каждого ребѐнка.
2.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп общеразвивающей
направленности имеющие нарушения в развитии устной речи.
2.3. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения
в развитии речи:
- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);
- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;
- фонетическое недоразвитие (ФН);
2.4. В логопедическую группу зачисляются, как правило, дети одного возраста (5-6 лет в
старшую группу) и уровня речевого развития. Во внеочередном порядке в логопедическую
группу зачисляются воспитанники, посещающие МБДОУ- детский сад комбинированного
вида № 34 «Колокольчик» и имеющим тяжелые нарушения речи. При
условии
недоукомплектованности группы в логопедическую группу детского сада зачисляются дети
из других детских садов города, имеющие заключение ПМПК.
2.5. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных
представителей) на основании заявления и заключения, полученного по результатам
обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.
2.6. Дети, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя логопеда, направляются на городскую ПМПК по рекомендации специалистов МБДОУ, с
согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.
2.7. Длительность пребывания воспитанников в логопедической группе определяется ПМПК
в зависимости от тяжести речевого дефекта и динамики коррекции речевого нарушения и
может составлять 1-2 года.
2.8. Предельная наполняемость логопедической группы:
 для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования – не более 12 человек;
 для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), не более 12 человек;
 для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость
группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения МБДОУ детский сад № 34 «Колокольчик».
2.9. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не
подлежат дети, имеющие:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- задержку психического развития;
- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные
учреждения общего типа.

2.10. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед
заполняет речевую карту.
2.11. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются
групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
Организация занятий учителя-логопеда рекомендуется в первой половине дня с 8.00 до
12.00.
2.12. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с общеобразовательной
программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции нарушений речи детей.
2.13. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне
занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного
учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических
особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.14. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью
нарушения речевого развития детей.
2.15. Предусматриваются два вида занятий, проводимых логопедом:
- по формированию связной речи;
- коррекция звукопроизношения.
Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.
В первом периоде обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) фронтальные занятия (с подгруппой)
по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
проводятся два раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения - только
индивидуально.
Во втором периоде обучения (декабрь, январь, февраль) речевые возможности детей
возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию речи проводятся три раза в неделю, а фонетические - один раз.
В третьем периоде (март, апрель, май) акцент переносится на развитие самостоятельной
связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и
по овладению детьми звуковым анализом и синтезом.
2.16. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю:
- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности
органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в
подгруппе.
2.17. Подгрупповые занятия проводятся:
- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;
- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз
в неделю;
2.18. Продолжительность группового логопедического занятия:
- в старшей группе - 20-25 минут;
2.19.
Продолжительность
подгруппового
занятия
составляет
15-20
минут,
продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
2.20. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между
индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.21. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия
воспитателя по заданию учителя-логопеда
2.22. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется после окончания срока
освоения
коррекционно-логопедического обучения и освоения общеобразовательной
программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной

коррекции нарушений речи детей, а также основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
2.23. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической
работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей),
направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.24. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе
несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующая
муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением.
3. Порядок оказания логопедической помощи.
3.1. Логопедическая помощь оказывается детским садом собственными силами, а также в
рамках обмена опытом на методических объединениях при реализации образовательных
программ.
3.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется детским садом, исходя
из:
 количества
воспитанников,
имеющих
заключение
психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из рекомендуемого расчета
1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6)–12 указанных воспитанников;
3.3. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных
дней каждое.
3.3.1. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу
родителей (законных представителей), педагогических работников, углубленное
обследование воспитанников, имеющих нарушения устной речи и получающих
логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы
учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус
воспитанника.
3.4. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.
3.5. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа
заведующего детским садом.
3.6. Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по заявлению
родителей и семейных обстоятельств.
3.7. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности
речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.
3.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы детского
сада.
3.9. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.
3.10. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.

3.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой
стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной
работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических
работников детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
 постоянно действующей консультативной службы для родителей;
 индивидуального
и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
 информационных стендов.
4. Руководство коррекционной деятельностью.
4.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда,логопедической группой
осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.
4.2. Заведующая ДОУ:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической
работы;
- подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее или
среднее специальное педагогическое образование, первую или высшую квалификационную
категорию и прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с
нарушениями речи, а так же опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической
литературой.
4.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам,
координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов
осуществляет районный методист-логопед и заместитель заведующей по воспитательной
работе МБДОУ.
4.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической
работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на
курсах повышения квалификации и др.
5. Права и обязанности учителя-логопеда.
5.1. В штат муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица и две ставки воспитателя на
каждую группу детей, имеющих нарушения речи.
5.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов
переподготовки по специальности «логопедия».
5.3. Учитель-логопед назначается на должность и увольняется с нее заведующей МБДОУ в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление
детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в
логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с
нарушениями речи.
5.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного
образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает
рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности
ребенка.
5.6. Учитель-логопед:
- обследует речь детей старшей и подготовительной к школе групп дошкольного
образовательного учреждения;

- комплектует группы детей для занятий в логопедической группе;
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи,
осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению
нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической
консультации с целью определения в специальные группы;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы
дошкольного образовательного учреждения;
- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методистулогопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении и результатах
коррекционно-развивающей работы;
- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с
учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с
педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских
поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;
- информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного
учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных
представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической
работы по преодолению нарушений речи;
- участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и
методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим
нормативным документам.
5.7. Учитель-логопед МБДОУ
пользуется всеми льготами и преимуществами
(продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты),
предусмотренными законодательством Российской Федерации.
5.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы)
учителя-логопеда, работающего в логопедической группе муниципального дошкольного
образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической
работы в неделю.
5.9. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведѐт документацию:
- годовой план;
- список детей логопедической группы с заключением ПМПК;
- перспективный план работы с детьми.
- расписание занятий;
- речевая карта на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по коррекции
выявленных речевых нарушений;
- индивидуальные тетради для занятий с детьми;
- тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы;
- перспективный план коррекционной работы для воспитателей во второй половине дня
- перспективный план коррекционной работы с детьми;
- рабочие планы подгрупповых и индивидуальных занятий;
- индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями.
- журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми;
- отчет о результатах проведенной работы за год;
- протоколы ППК зачисления воспитанников в группы и выпуска;
- журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи;
с указанием возраста и характера речевого нарушения;
- график работы учителя-логопеда, утвержденный заведующей.

Срок и порядок хранения документов определяются локальными нормативными актами
детского сада и настоящим положением. Срок хранения документации учителя-логопеда
составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
6.Участнпки образовательного процесса логопедической группы.
Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их
родители (законные представители), педагоги и специалисты МБДОУ.
6.1. Родители (законные представители):
-имеют право защищать законные права и интересы ребенка;
-принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,
-знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;
-принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.
6.2. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и
коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители)
по вопросам развития речи.
6.3. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление
детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в
логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с
нарушениями речи.
6.4. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного
образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает
рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности
ребенка.
6.5. Воспитатель логопедической группы:
-закрепляет приобретенные навыки;
-отрабатывает умения по автоматизации звуков по заданию логопеда, интегрируя
логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
- ведут индивидуальный маршрут на каждого воспитанника группы
-планирует и организует общеобразовательные занятия.
Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе. Смена воспитателей
приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в
работе логопеда.
6.6. Педагог-психолог:
-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим
участие в воспитании и обучении ребенка;
-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими
недоразвитие речи.
6.7. Музыкальный руководитель:
-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое
дыхание, музыкально-ритмические движения;
-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
-стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
6.8. Инструктор по физической культуре
- способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;
- совершенствует координацию основных видов движения;
- развивает общую и мелкую моторику.

7. Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
7.1. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных
представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с
детьми, индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными
приемами коррекционно-речевой работы с ребенком, собрания, тематические выставки.
8. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
8.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного
учреждения.
8.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение отвечающее санитарногигиеническим нормам.
8.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием (зеркало с
дополнительным освещением).
8.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное
содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного
образовательного учреждения.
8.5.Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели)
используется этиловый спирт.
8.6.Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных
учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в
соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).
8.7.Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений
повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими
отклонения в развитии речи.
8.8. Воспитателям, работающим в логопедической группе дошкольного образовательного
учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с
детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
8.9. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с
детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады)
повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.
8.10.Заведующей и зам. заведующей по воспитательной работе муниципальным бюджетным
дошкольным образовательным учреждением, создающим необходимые условия для
функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в
размере 15% при наличии 2 и более групп.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».