Положение об образовательной программе

Федерации".
1.7. Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.

1.8. Программа разрабатывается рабочей группой, сформированной из педагогических работников
дошкольного образовательного учреждения, и рассматривается на Педагогическом совете.
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации и реализуется на
протяжении всего времени пребывания детей дошкольного возраста в дошкольном
образовательном учреждении.
1.10. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной
и итоговой
аттестацией воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
2. Цели и задачи Образовательной программы
2.1. Программа определяет цели, содержание и организацию образовательной деятельности в
МБДОУ.
2.2. Цель Программы - определение организации воспитательно-образовательной деятельности,
обеспечение построения целостной педагогической деятельности, направленной на полноценное
всестороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных,
физиологических и психологических особенностей, создание условий для планирования,
организации и управления образовательной деятельностью.
2.3. Программа решает следующие задачи:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого воспитанника как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
- воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности использования программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
2.4. Программа разрабатывается с учетом следующих принципов:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного
этапа в общем развитии человека (самоценность детства – понимание детства как периода жизни
значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а

не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду);
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей
(законных представителей) воспитанников, педагогических и иных работников МБДОУ) и
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
- уважение личности ребенка;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
- реализация Программы в формах, специфических для детей возрастных групп, прежде всего в
форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей;
- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет энтокультурной ситуации развития детей.
2.5. В Программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием
здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые
образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
3. Порядок разработки Образовательной программы, утверждения и внесения изменений и
(или) дополнений
3.1. Образовательная программа МБДОУ разрабатывается в соответствии с настоящим
Положением рабочей группой, созданной из состава педагогических работников дошкольного
образовательного учреждения.
3.2. Состав рабочей группы, ответственной за разработку Программы, выбирается на
педагогическом совете и утверждается приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
3.3. Проект Программы выносится на обсуждение и принятие на заседании педагогического совета
дошкольного образовательного учреждения.
3.4. Программа принимается педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения
и утверждается приказом заведующего.
3.5. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в образовательную программу
могут быть:
- результаты оценки эффективности и достижения целевых показателей усвоения образовательной
программы воспитанниками;
- выход стратегических документов на федеральном уровне;
- необходимая корректировка составных частей образовательной программы: учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы педагогов ДОУ и т.п.
- внесенные предложения по совершенствованию образовательной деятельности коллегиальных
органов дошкольного образовательного учреждения в рамках их полномочий, Педагогическим
советом.
3.6. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в образовательную программу по итогам
обсуждения педагогического совета МБДОУ, должны соответствовать требованиям,
предусмотренным настоящим Положением и закреплены приказом «О внесении изменений и(или)
дополнений в образовательную программу дошкольного образования дошкольного
образовательного учреждения».
3.7. Образовательная программа, разработанная согласно настоящему Положению, является
собственностью дошкольного образовательного учреждения.

4. Требования к содержанию и структуре Образовательной программы
4.1. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные
области):
4.1.1. Социально – коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия воспитанника МБДОУ со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
4.1.2. Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов воспитанников детского сада, любознательности и познавательной
мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира.
4.1.3. Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4.1.4. Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.).
4.1.5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными
играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек

и др.).
4.2. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для
воспитанников МБДОУ:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребѐнка к миру, к другим людям, к себе самому.
4.3. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного
образования структура Программы следующая:
- обязательная часть;
- часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обе части Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС
дошкольного образования и ФОП ДО.
4.4. Обязательная часть образовательной программы МБДОУ предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
4.5. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные
и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательные
программы (учебные программы), направленные на развитие детей в одной или нескольких
образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы
организации образовательной работы.
4.6. Объем обязательной части Образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
4.7. Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный.
4.7.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения
программы и описание подходов к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов.
Пояснительная записка раскрывает:
- цели и задачи реализации Программы;
- принципы и подходы к формированию Программы;
- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Вариативная часть программы содержит цели и задачи, планируемые результаты реализации части
программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты освоения Образовательной программы конкретизируют требования
ФГОС ДО и ФОП к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий
(индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с
ограниченными возможностями здоровья).
В соответствии из ФГОС ДО и ФОП ДО специфика дошкольного возраста и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных обязательных достижений. Планируемые результаты освоения
ФОП ДО представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка
дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению дошкольного образования.
4.7.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее
полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел включает:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой Федеральной
образовательной программы дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих

реализацию данного содержания;
- описание вариативных форм и способов, методов и средств реализации Программы;
В содержательном разделе Образовательной программы представлены:
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- направления и задачи коррекционно- развивающей работы.
- Рабочая программа воспитания.
Часть Образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений,
включает направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа
парциальных программ. Данная часть Образовательной программы учитывает образовательные
потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
- содержание образовательной деятельности с учетом части программы, формируемой
участниками образовательных отношений
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- перспективно-тематическое планирование с включением регионального компонента по всем
возрастным группам.
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено:
- на обеспечение коррекции нарушений речи, оказания детям квалифицированной помощи в
освоении
Программы через организацию работы логопеда и педагога-психолога;
- на обеспечение коррекции нарушений развития речи, оказание детям квалифицированной
помощи в освоении Программы через организацию работы воспитателей;
4.7.3. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
психолого-педагогические условия реализации Программы, кадровые условия реализации
Программы, вариативную часть, календарный план воспитательной работы.
4.8. Обязательная часть образовательной программы МБДОУ оформляется в виде ссылки на
Федеральную образовательную программу. Дополнительным разделом образовательной
программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы
ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления на
сайте и информационном стенде МБДОУ, а также в родительских уголках групп.
4.8.1. В краткой презентации образовательной программы указаны:
- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;
- используемые основные и дополнительные программы;
- особенности реализации образовательной программы.
5. Оформление Образовательной программы
5.1. Текст Программы набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочной интервал
одинарный, переносы в тексте не ставятся, листы формата A4. Таблицы вставляются
непосредственно в текст.
5.2. Программа (оригинал) прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью и
подписью заведующей дошкольным образовательным учреждением.
5.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения. На
титульном листе указываются: полное наименование МБДОУ, гриф утверждения Программы.
5.4. Список литературы строится в алфавитном порядке с указанием автора, названия, места
издания, издательства, года издания.
6. Хранение Образовательной программы
6.1. Оригинал и копия образовательной программы, утвержденные заведующей МБДОУ, находятся
в кабинете заведующей и в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения.
6.2. К Программе имеют доступ все педагогические работники дошкольного образовательного
учреждения.

6.3. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения хранится 5 лет
после истечения срока действия.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об образовательной программе и ее разработке является локальным
нормативным актом МБДОУ, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующей дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.3 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».